СЦ СДС » Справочная » Квалифицированная электронная подпись: что меняется в 2021-2022 и какие этапы

Квалифицированная электронная подпись: что меняется в 2021-2022 и какие этапы

31-08-2021, 22:03

Что меняют в оформлении подписей


С 1 января 2022 года электронную подпись для ИП и руководителя компании можно будет получить только в Удостоверяющем центре ФНС. В коммерческом удостоверяющем центре ИП и руководители компаний могут оформить подпись только до 31 декабря 2021 года включительно. Все прочие сотрудники компаний и работники у ИП будут оформлять сертификаты КЭП по-прежнему в коммерческих УЦ.

Сертификат подписи, выдаваемый УЦ ФНС, будет отличаться от уже привычных сертификатов, выданных коммерческими УЦ по следующим параметрам:


  1. Сертификат, выдаваемый ФНС, бесплатен и действует 15 месяцев. За оформление КЭП в коммерческом УЦ надо заплатить.
  2. ФНС выдает сертификат КЭП без лицензии КриптоПро. Часть коммерческих УЦ, в том числе и мы, предлагает за дополнительную плату включить лицензию на КриптоПро в сертификат КЭП. Таким образом, если вы используете несколько компьютеров, снимается необходимость приобретать отдельную лицензию для каждого из них – то есть вместо постоянной лицензии за 2700 руб на каждый компьютер/ноутбук вы просто платите 1000 руб за включение лицензии в сертификат и можете подписывать документы на любом компьютере с КриптоПро, даже если на этом компьютере нет постоянной лицензии.
  3. Сертификат будет неэкспортируемым. То есть, если раньше вы могли сделать две или более копий своего сертификата, чтобы не носить везде с собой токен, то с подписью от ФНС такое невозможно.
  4. Необходимо приобрести токен, имеющий сертификацию ФСБ или ФСТЭК. ФНС записывает для вас сертификат строго на токен, причем на тот, который прошел сертификацию. Они стоят дороже аналогичных, но не имеющих в комплекте сертификата. Технически идентичные Рутокен Лайт с сертификатом и без него отличаются по цене только за то, что вместе с токеном вы получаете копию документации и сертификата ФСБ/ФСТЭК, не имея никаких иных отличий и идентично функционируя. Будет ли у вас спрашивать инспектор документы к токену при оформлении подписи в ФНС – заранее непредсказуемо. По имеющимся отзывам с ресурса Клерк.Ру, в Москве чаще не проверяют, чем проверяют, а в Санкт-Петербурге проверяют почти у всех, крайне редко забывая спросить. А сертификаты, выдаваемые коммерческими УЦ, можно записать просто в реестр компьютера, на обычную флешку или токен, купленный без сопроводительной документации.


Этапы, переходный период:


  1. С 1 июля 2021 года любой ИП и руководитель организации уже может обратиться в ФНС и оформить КЭП. Сделать это можно не в каждой инспекции, список размещен на официальном сайте ФНС. Например в Москве нужно обращаться исключительно в МИФНС 46. Неизвестно, будет ли увеличено количество инспекций, но совершенно точно понятно одно – в ноябре-декабре и тем более первых числах января туда выстроятся длинные очереди из тех, кто не позаботился заранее.
  2. С 1 сентября 2021 года в соответствии с приказом ФСБ России от 29.01.2021 № 31 претерпевает изменения структура сертификата ЭП. Сертификаты нового формата оформляются в каждом УЦ (и ФНС и коммерческих), выдача по старому формату недопустима:
    - ранее в сертификате было поле INN, в котором указывался ИНН физического лица для физического лица и ИП, а в случае оформления сертификата на физлицо как сотрудника компании – ИНН компании. С сентября ИНН компании записывается в новое поле INNLE.
    - в сертификате, выдаваемом ИП, становится обязательным поле OGRNIP, которое содержит ОГРНИП. Ранее это поле было необязательным, но многие УЦ его проставляли, то есть ничего в данном плане не поменяется для нормальных УЦ.
    Данные изменения позволяют гораздо лучше всем площадкам работать с сертификатами ЭП, легко отличая их между собой, в отличие от неопределенных норм ранее, что можно лишь приветствовать.
  3. 31 декабря 2021 года переходный период заканчивается


Таким образом, руководитель компании и индивидуальный предприниматель, желающий получить электронную подпись по новому формату и как можно дольше пользоваться преимуществами ее оформления в коммерческом УЦ, должен сделать это в период с сентября по декабрь 2021 года. Максимальный срок действия 15 месяцев, то есть, если выпустить сертификат (или несколько) 31 декабря 2021, он будет действовать вплоть до 30 марта 2023 года.

Другие новости

7-10-2021, 18:00

Для участия в электронных коммерческих торгах вам понадобится электронная подпись, причем не важно, будете ли вы выступать на них как частное лицо...

7-10-2021, 17:58

Электронная подпись — это цифровая информация, служащая для идентификации физического или юридического лица....

7-10-2021, 17:55

Для работы в личном кабинете Росреестра требуется электронная подпись с указанием специальной области применения....

7-10-2021, 17:52

Иногда у владельца ЭП меняются данные. Изменение некоторых данных приводит к недействительности выпущенного ранее сертификата электронной подписи,...